Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Генезис и эволюция монгольского вокально-поэтического жанра уртын-дуу

Оюунцэцэг, Дорволжингийн — Москва, 1990

К исследованию данного жанра неоднократно обращались ученые - представители различных научных дисциплин. Так, по целому ряду объективных причин, наиболее детально уртын-дуу.рассматривался специалистами в области словесного творчества. Однако поскольку уртын-дуу не является всецело литературным феноменом, то и исследование его лишь с одной стороны...

Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношение

Гараканидзе, Эдишер Георгиевич — Тбилиси, 1990

Научная новизна и практическое значение работы состоят в !сом, что ока является первой попыткой классификации грузинских музыкальных диалектов на основе обширного наторкала, в том числе и новейшего,добытого автором во время полевых экспедиций и котированного икае.Использование неизвестного до сих лор музыкального матер/ала, а также употребление в...

Грузинские музыкальные диалекты и их взаимоотношения

Караканидзе, Эдишер Георгиевич — Тбилиси, 1990

Научная новизна и практическое значение работы состоят в (¡ом, что она является первой попыткой классификации грузинских музыкальных диалектов на основе обширного материала, в том числе и новейшего.добытого автором во время полевых экспедиций и котированного иьке.Использование неизвестного до сих лор кузккального материала, а также употребление в...

Грузинский скрипичный концерт (Этапы становления и развития жанра)

Кутателадзе, Русудан Владимировна — Тбилиси, 1990

Скрипичный концерт достаточно часто отражал и отражает типические явления национальных инструментальных и ве только инструментальных, профессиональных жанров. Для ряда композиторов он выполняет роль своеобразной творческой лаборатории. Часто именно в партитурах скрипичных концертов вызревает творческие идея, композиционные средства, методы...

Имитационные структуры в произведениях Комитаса

Багдасарян, Анаит Оганесовна — Москва, 1990

Творчество Комитаса обобщило важнейшие историко-стилистичес-кие тендеции армянской профессиональной музыки второй половины ПХ века, в то же время указало многие пути ее развития в дальней-ием...

Инструментальное творчество А. Берга и эволюция принципа программности в музыке XX века

Тараканова, Екатерина Михайловна — Москва, 1990

Основным м атериало ы исследования является инструментальная музыка композитора, созданная в пору творческой зрелости: Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов, Лирическая сюита для струнного квартета, Скрипичный концерт. Произведения эти в музыковедческой литературе не подвергались специальному анализу с позиций...

Иоганнес Брамс

Царева, Екатерина Михайловна — Москва, 1990

Книга состоит из Введения, где кратко обосновывается историческое место творчества Брамса в ситуации немецкой культуры его времени и на путях развития музыкального романтизма, и шестнадцати глав, в которых жизнь и творчество композитора предстают в неразрывном единстве,. Некоторым жанровым грушам (фортепианным...

Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке

Андриевский, Игорь Михайлович — Киев, 1990

Научная новизна работы определяется уже самим направлением иооледования: впервые иополнительокие оредства музыкальной выразительности рассматриваются как целоотная интонационная система о имманентной отруктурой, функциями, в историческом и онтологическом аопектах. Это определяет извеотную новизну ракурса в исследовании инструментализма...

Исследовательский подход советских композиторов к музыке устной традиции (творчество 1960-80-х гг. )

Мейке, Елена Советовна — Ташкент, 1990

Первоначально характеризуя исследовательский подход, отметим, что он заключается предде всего э сознательном конструировании композитором оригинальных комплексов языково- выразительных средств на базе изученных и обобщенных им самим закономерностей музыки устной традиции. Зти комплексы встраиваются в целостную композиционно-языковую систему...

Истоки и пути развития грузинской детской вокальной музыки

Лондаридзе, Этери Ивановна — Ленинград, 1990

Грузинская детская музыка, как и музыка для взрослых, развивалась и обогащалась, ее становление заключало в себе сложные проблемы, связанные со специфическими трудностями развития этого жанра композиторского творчества...

Казахская профессиональная лирика устной традиции (песенное искусство Сагыарки)

Амирова, Дина Нусупбековна — Ленинград, 1990

Казахская пародао -ярофмскокаяшая кеоенаая дярзка усгноЗ трздъщш - оакобетое искуостао, аохршшщвэ овов значение в современной музыкальной культуре, Период ее раоцвета - оо второй половшш 19 века со 20-е Х'оди 20 века - ознаменован становлением творческой шгала, ооповополояиияом которой ввлявчоп хидашгй-оя иассор Еиржан сал Кояагулов (1034-» 189...

Казахская профессиональная лирика устной традиции (песенное искусство Сарыарки)

Амирова, Дина Жуоупбвковна — Ленинград, 1990

Паоекпо-лиряческоо иокуоотво казахов как яанрово-отилевая до.'лткангп сконцентрировалось в локальной традиции Центрального Казахстана - обширного рогпоиа, обозначаемого аутентичным топонимом Сарнарка (оокр.Арка)'1", Вместе о тем народпо-профеооионолт— нал лирика, наиболее активно формировавшаяся в творческой практике представителей оарыаркпнской...

Казахская эпическая опера семидесятых годов

Абулгазина, Гульнара Казимовна — Москва, 1990

Особая роль в истории оперного искусства принадлежит национальным оперным школам. Прививаясь на новой почве, опера несла с собой весь комплекс воплощаемых в ней элементов музыкальной культуры и тем самым создавала импульс к развитию культуры данной страны.. С другой стороны, обогатившись новыми национальными средствами, опера делает их достоянием...

Календарно-обрядовая песенная культура Черниговского полесья (К проблеме регионального исследования фольклора)

Белоснетова, Ирина Сергеевна — Тбилиси, 1990

Песенный фольклор Чернйговского Полесья является малоиссле-цованной областью музыкальной фольклористика. Календарная песен-яость сохранилась на территории региона в реликтовых слоях, облапает высокой степенью сохранности и разнообразием жанровых разновидностей...

Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века (на материале трактатов и школ)

Заславский, Игорь Иосифович — Ленинград, 1990

Сложный процесс 'развития клавпрного йскусстза есс во шогоы не изучен, з его пстор::л существуют "белые пятна", что затрудняет верное и. объективное понжание эволюции клавпризш. Особенно это опутс-'о при соприкосновении с клавирнцм искусством эпох, которые сравнительно далеко отстоят от соэрегенности. Србди них выделяется ХУШ век, так как шекно в...

Классицизм XX века и музыка Кара Караева

Иманова, Ульвия Исмаил кызы — Ташкент, 1990

Творчество Караева, начиная с первых успешных шагов композитора в 1936 году, неизменно привлекало внимание музыковедов. Но при всей броской самобытности, популярности и общительности музыки К.Караева, теоретически она исследована не достаточно глубоко и всесторонне...

Классицизм ХХ века и музыка Кара Караева

Иманова, Ульвия Исмаил кызы — Ташкент, 1990

Творчество Караева, начиная с первых успешных шагов композитора в 1938 году, неизменно привлекало внимание музыковедов* Но при всей броской самобытности, популярности и общительности музыки К.Караева, теоретически она исследована не достаточно глубоко и всесторонне...

Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России

Благовещенская, Лариса Дмитриевна — Ленинград, 1990

В настоящее время наблкдается тенденция вернуть в нашу жизнь колокольный звон. Он уже звучит в историко-архитектурных музеях-заповедниках, мемориалах, современных обрядах, в качестве звукового оформления городов, используется в театральных спектаклях, кино- и телефильмах. В этой ситуации особенно остро ощущается нехватка информации и просто...

К проблеме крупной формы в белорусской советской музыке: симфонии 1960-1980-х годов

Савицкая, Ольга Парфеновна — Вильнюс, 1990

Проблема современного формообразования многогранна, Ьхва-ывает цел)й комплекс теоретических вопросов и предйалагает многообразие подходов к ее решению. Об этом свидетельствует значи-эльное количество работ советских музыковедов, отражающих.рез-зе возрастание .научного интереса к данной проблематике в )-80-е годы. Вместе с тем обзор музыковедческой...

Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива

Юргутите, Антанина Александровна — Вильнюс, 1990

Среди исследования процессов многостороннего воздействия ыузшет значительное место зогсслаот ее ло-чобнял направленность на организм человека. Это связало с тем, что з настсяшо эреш постотало узалЕчлваотся заболеваемость ?.рпахполал.ьгп.'2л: расстройствизд центральной нервней системы ж неврозами, которые вяолво справедливо пмонуктся болезнями...