Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Активизация обратных связей как метод формированиятембрового слуха при игре на духовых инструментах

Квашнин, Константин Александрович — Ленинград, 1991

Тембр звуке - важнейшее средство музыкальной зыразнтелькос-¡. Колористические нюансы весьма иироко используют в исполни-шьеяой практике струнники, вокалисты, пианисты- Отставание этой области мугнкантов-духовиков в значительной степени ог-ннчивает выразительную сторону их исполнения. Б то же время, временная иуякка, с характерными для не...

Башкирская инструментальная музыка. Наследие

Ахметжанова, Нэлла Васильевна — Ташкент, 1991

Важнейшей подготовительной стадией ко всему выше отме -ченному послужило составление сборника по традиционной ин -струментальной музыке башкирского народа, раскрывающего многожанровую палитру и богатство мелодических, ладовых, ритмических, формообразующих особенностей наигрышей...

Воплощение внутривосточной тематики в творчестве композиторов Узбекистана: методы, эволюция

Мамаджанова, Эльнора Ульмасовна — Ташкент, 1991

Это стало возио-тлым благодаря кно:.у относекжэ к cai.iOi.fy кятиа Восток, восточная культура. Последовательное изучение Щ'згжгхышх культур народов Востока в отдельности и в сравн кии дает исследователю воз;.:о:г.кость углубленного изучения их взаимодействия и взаимовлияния внутри скстеж. Само понятие Восток в назем столетии не является уг.е...

Вопросы немецкой музыкальной эстетики и теории XVIII века

Шушкова, Ольга Михайловна — Ленинград, 1991

Материалом исследования послужили следующие сочинения И.А.Шайбе: "Компендий музыкальной теории и практики" (рукописный трактат, опубликованный П.Еенари в 1961 году; написан Шайбе предположительно в начале 30-х годов ХУШ ¿вка...

Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейской музыке 1920-1930-х годов

Гребнева, Ирина Владимировна — Москва, 1991

Несмотря на активное бытование жанра, литературы по теме практически нет. Скрипичному концерту в советской музыке посвящены книги Ю.Хохлова, отчасти Л.Раабена1. Зарубежному скрипично...

Интерпретация и развитие теории контрапункта танеевской традиции

Неклюдов, Юрий Игоревич — Ленинград, 1991

Известные труды С.И.Танеева положили только начало выделению теории контрапункта из прежних учений, носгвидх преимущественно инструктивную направленность, и оформлению ее в достаточно само...

Казахский кюй в ряду традиционных жанров музыки Средней Азии

Копбаева, Ляззат Ямлихановна — Москва, 1991

Неотъемлемая черта современной жизни - приобщение к прошлому, «сширение исторического и географического кругозора, попытка вмесить в себя все.многообразие формирующейся картины мира. Тенденции овременной культуры открывают все новые и новые грани, что требу-т специального осмысления. Эчи грани приоткрывают завесу не пришлого и незнакомого с...

Камерно-инструментальная музыка Туркменистана. Проблемы эволюции. Стиль. Язык.

Дадашева, Ольга Исламовна — Киев, 1991

В последнее двадцатилетие музыкальные культуры союзных и автономных республик, стремящихся нынэ к статусу государствешюсти, играют все более активную роль в современных художественных процессах. Практически каждая из них выдвинула мастеров, получивших признание не только в стране, но и за рубежом. Заметно расширились образные концепции...

Клавирно-фортепианное искусство Латвии (от истоков до начала ХХ века)

Вериня, Вита Алдоновна — Ленинград, 1991

Вопрос об особенностях возникновения и раввития различных национальных школ фортепианного искусства представляет большой интерес для пиавистов и историков исполнительства. Вехно выяснить, какие предпосылки выввали формирование той или иной национальной фортепианной культуры в различных эе проявлениях (творчество, исполнительство, педагогика...

Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века

Комарницкая, Ольга Виссарионовна — Москва, 1991

На защиту выносятся следующие положения: 1. Контраст драматического, эпического и сказочного оперного спектакля изначально определен эстетическими закономерностями поэтик драмы, зпоса и сказки. Каздый род поэзии, лежащий в основе литературного первоисточника, проецирует во многом и поэтику композиции оперного произведения - логику его музыкальной...

Концерт в творчестве И. Стравинского

Брагинская, Наталия Александровна — Санкт-Петербург, 1991

Научная новизна работы. Впервые в музыкознании концертная проблематика творчества И.Стравинского стала темой специального исследования, в котором сконцентрированы наблюдения над всеми основными сочинениями, созданными композитором в жанре концерта...

Музыка в отечественном драматическом театре XX века.Проблемы истории и теории жанра

Томас—Бососская, Ольга Борисовна — Москва, 1991

Л- часоЕ на заседании специализированного совета Д 092,08.01 по ирясуздоняю ученых степеней в Московское государственно4 консерватории имени П.й.Чадковского, 103В71, г.Уосква, ул.ГерцонаДЗ...

Музыкальный театр Ралфа Воан-Уильямса 1920-х годов

Егорова, Татьяна Ивановна — Ленинград, 1991

Новизна исследования заключается как в обращении к материалу, практически неизвестному в нашей стране, так и в рассмотрении музыкально-театральных композиций Р.Воан-Уильямса в широком историко-культурном контексте. Новым аспектом исследования является проблема взаимодействия музыкально-театрального наследия Р.Воан-Уильямса с художественными...

Н. Бенуа и русская оперная критика начала XX века

Борисова, Марина Владиславовна — Ленинград, 1991

Деятельность А.Н.Бенуа (1870-1960) - один из феноменов русской художественной культуры начала XX века а постоянный объект изучения в искусствознании. В меньшей степени, чем другие вяли творчества Бенуа, оказалась осмысленной его деятельность художественного крятика, в минимальной - музыкального критика...

Некоторые принципы драматургии русской эпической оперы в ее связях с традициями древнерусского искусства

Стасюк, Светлана Александровна — Москва, 1991

Знание о русском народном эпосе накапливалось постепенно. 1усская опера ила к его возрождению,в чем-то опережая теоретические обоснования,через художественное восприятие традиции;Интуитивное постижение функциональной природы эпоса,особенностей его содержания и развития содействовало формированию уникальной,национально самобытной драматургии,с...

О гармонии Мусоргского

Гордеева, Ирина Андреевна — Москва, 1991

Одним из слагаемых музыкального новаторства русских композито-эв прошлого столетия - новаторства непреходящей художественной"* ценности - является новизна их гармонии. Немало содействовало...

Оперный оркестр Глинки (жанровая и историческая специфика)

Щербакова, Вера Евгеньевна — Санкт-Петербург, 1991

Сказанного достаточно для обоснования актуальности данной работы, которая поевппена истср;гко-?а пролому исследованию оперного оркестра Глинки. Рекение атоЯ проблемы возможно Л1гаь при комплексном подходе к ней. В прогессе работы возникла необходимость разработки odupix и специальных аспектов те опта оперного оркестра как самостоятельной...

Особенности тематизма и его развития в симфоническом творчестве Н. Жиганова

Салехова, Зульфира Якубовна — Москва, 1991

Применительно к музыке Жиганова вопросы тематизма приобретают чрезвычайно важный смысл. Интонационно богатый, рожденный стихией татарской народной песенности тематический материал сам по себе составляет одну из наиболее привлекательных сторон симфонической музыки Жиганова. Тема (и превде всего мелодия-тема) мыслится композитором как исходный...

Поздний период творчества Пимановского ( к проблеме романтизма в ХХ веке)

Родионова, Ирина Яковлевна — Ленинград, 1991

Апробация работы. Дисоертация обоуждалась на заседании кафедра истории зарубежной музыки Ленинградской консерватории. Материал работы составил содержание лекций и оеминаров, проведенных на U курсе композиторского и дирикерско-оимфоничеокс-'о факультетов ЛОЛГК в период с 1984 по 1991 годы. Пекоторые положения дисоертации вошли в статьи. Среди...

Предклассическое скрипичное искусство Австрии

Рева, Владимир Васильевич — Ленинград, 1991

Австрийское скрипичное искусство. ХШ иокз внесло большой вклад в развитие исполнительской''культура. В традотах австрийских скрипачей били залоге ни освдеи. вогпшшованпя национальной скрипичной кколн, многих ярких хжраз,?гсл^!ю: пргакзв, в том числа шоюголссия на скрипке. И.Г.ЕЬлдьдор впорзьтв ввел народано алсх...