Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов)

Дауноравичене, Гражина Ляоновна — Вильнюс, 1990

Проблеял вапровоП оптуяцлд оооргаоллоЯ муэикн tsiororpamrc, охезтсзазт цавнЯ кокалоко тооретачооатт аопросов и продполагозт многообразно подгодоз к оо рзЕзниэ. В нзетоаем вослодозояде рзо~ оизтряоэвге.т «руг вопросов, которая до оого времена яэ язучзлноь о ях целостной поллото. Глопаая устопоока заклвчаотоя о то«, что и порлод "кадрового вэрузз...

Проблемы современной оперной драматургии в творчестве композиторов ФРГ

Пантилеев, Григорий Яковлевич — Москва, 1990

Из осознания этого факта и вытекает выбор теш в материала для данного исследования. Это, с одной стороны, рассмотрение существенных проблем современной оперной драматургии и, с другой, аналитическое ознакомление с лучшими оперными произведениями композиторов ФРГ. Стремясь показать жизнеспособность оперного искусства, автор пытался сочетать...

Проблемы стиля и интерпретации хоров A Capella Г.В. Свиридова

Легостаев, Евгений Дмитриевич — Москва, 1990

Применительно к хорам баз сопровождения Свиридова практика в значительной степени опережает теорию, Но подложит сомнению, что один из самых значительных пластов овиридовокои музыки является одповремоннр наимеце.е исследованным. Данное противоречие объясняется на наш взгляд, определенной сложностью и специфичностью анализа хоровой фатстуры a шрреМа...

Проблемы целостности музыкальной формы: информационный аспект (на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов)

Довгаленко, Нина Сергеевна — Вильнюс, 1990

В искусствоведческих исследованиях проблематика, в той или ой мере затрагивающая "целостность", претворена достаточно глу-гсо и ьшогопланово. Многообразие применений обусловлено тем, что елостность" по установившейся терминологической традиции .рас-атривается как смысловой эквивалент "единства", "соразмерное- • ", ^замкнутости" и т.д. Поэтому...

Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири

Лознер, Маргарита Иосифовна — Москва, 1990

ПУТЛ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОГОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ ММЕРКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА...

Роль Вильнюсского театра в формировании музыкально-театральной культуры Литвы (1785-1831 гг.)

Яунишкене-Бакутите, Вида Лёнгино — Вильнюс, 1990

До настоящего времени всё еще на освещенной страницей истории как для музыковедов, так и театроведов является деятельность первого в Литве профессионального общедоступно1^ театра в Вильнюсе. Особенно мало исследована его деятельность в первые десятилетия с момента основания. А между тем, именно этот отал (1705-1831), 'в силу своей исторической...

Русско-болгарские музыкальные взаимосвязи на примере фортепианного концерта

Вечева, Анна Моис — Москва, 1990

Среди всех разновидностей жанра, главенствующее место по праву принадлежит концерту для фортепиано с оркестром. Проходя через столетия, фортепианный концерт сохраняет не только приметы конкретного исторического этапа, ко н акку -мулирует характерные для каждой эпохи черты пианизма. Он, как правило, является сферой поисков и экспериментов, где...

Русско-болгарские музыкальные взаимосвязи на примерефортепианного концерта

Вечева, Анна Моис — Москва, 1990

Среди всех разновидностей жанра, главенствующее место по праву принадлежит концерту для фортепиано с оркестром. Проходя через столетия, фортепианный концерт сохраняет ке только приметы конкретного исторического этапа, но и акку -мулярует характерные для каждой эпохи черты пианизма. Он, как правило, является сферой поисков и экспериментов, где...

Символическая программность в советской музыке 70-80-х годов

Поповская, Ольга Ивановна — Ленинград, 1990

Избранная проблема определила историко-теоретический метод ее исследования, а также использование элементов системного и сравнительного анализа. Методологической основой по...

Системно-структурные предпосылки формирования внемажорноминорных ладовых механизмов. К проблеме звуковысотной организации в музыке XX века

Златоверховников, Борис Николаевич — Вильнюс, 1990

Сравнительный научно-теоретический анализ двух переломных. эпох в истории европейского музыкального искусства - рубежи ХЛ-Х/П и Х1Х-ХХ веков - дает богатый материал как для исторических аналогий, так и для уяснения принципиального различия (по конечным содержательным результатам) между этими двумя периодами. В первом I.-. них музыкальное искусство...

Скрипичные сонаты Г. Ф. Генделя

Булатов, Леонид Петрович — Ленинград, 1990

Художественный гений Генделя проявился прежде всего в опере и оратории, что оказало значительное влияние на его инструментальное, в том числе - скрипичное творчество, которое нельзя рассматривать вне связи о названными жанрами. Отражая в монументальных жянрах демократический дух эпохи, Гендель переносил его в такие скромные по масштабам составы...

Советское духовое инструментальное искусство

Черных, Анатолий Васильевич — Москва, 1990

Как известно, музыкальные инструменты - памятники музыкал£ ной культуры - несут на себе печать различных изменений, происх дяиих в материальной и духовной жизни общества, ляструментарий является важным, а иногда и единственным источником информации исторической судьбе конкретного народа, ¡¿армировании и зволяци* его художественного мышления...

Современная фортепианная музыка Азербайджана (проблемы творчества и исполнительства)

Рзаева, Лала Ханум Сеид Наги кызы — Ленинград, 1990

При отборе материала исследования мы руководствовались, во-перЕчх, соображениями профессиональной и эстетической полноценности рассматриваемых сочинений, во-вторых, - мерой пианистической оригинальности и пианистической новизны,1 в-третьих же -той или иной ролью в общем музыкальном процессе, которая выпала на долю конкретного произведения. Там...

Сонатная форма в циклических симфониях грузинских композиторов (40-60-е годы)

Патаридзе, Латавра Михайловна — Тбилиси, 1990

Основа симфонии - сонатная форма - в свою очередь концентрирует в себе основную идею произведения и определяет ее последующее развитие в остальных частях цикла. В свете этой важной миссии становится понятным ее утверждение в цикле на первом месте...

Становление и развитие украинской симфонии в аспекте межнациональных взаимодействий

Тукова, Татьяна Валентиновна — Ленинград, 1990

Важность избранной темы определяется также богатством и разнообразием самого материала, высокими художественными достоинствами многих украинских симфоний, широко звучащих не только в ряэ...

Структура и выразительно-изобразительные аспекты художественного образа в музыкальном искусстве (на материале инструментальной музыки)

Кобахидзе, Ольга Владимировна — Тбилиси, 1990

Среди важнэйпшх проблем история н гворяи зкзкуссзва одно иа главных нес? занимает проблема образности, что в полной перо относится, з частности, а к иузнкальнсму искусству...

Тар и его роль в Азербайджанской музыке

Абдулкасумов, Вагиф Амир оглы — Ташкент, 1990

Столь актуальная ныне проблема синтеза музыкальных традиций Востока и Запада находит свое специфическое преломление в широком круге вопросов, связанных с современным бытованием азербайджанского тара. Еще на заре становления новой азербайджанской культуры Узеир Гаджибеков прозорливо выделял культуру исполнительства на таре - с одной сторош, как...

Типологические формы драматургии и проблема исполнительского интонирования в грузинской камерно-вокальной музыке 50-80-х годов

Пирцхалава, Ирина Ивановна — Тбилиси, 1990

Приобщение к новому музыкальному мышлению не -представляется возможным вне разумного "управления" сложнейшими процессами музыкальной жизни. Поэтому исключительно важен каждый шаг, направленный на исследование современной музыки, вопросов, связанных о ее восприятием, особенностями исполнительской интерпретации...

Традиции Мусоргского в советской музыке - в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридова

Карангозишвили, Елена Михайловна — Тбилиси, 1990

Совершенно справедливо относя Мусоргского, Бородина, Балаки-зева, Римского-Корсакова, Чайковского к одному поколению композиторов второй половины XIX века, следует все же подчеркнуть, что »волюция творчества Мусоргского была особенно напряженной, интен-¡ивной, стремительно восходящей; что он раньше других музыкантов ¡воего поколения достиг...

Фортепианная ансамблевая музыка и художественная жизнь Польши 40-60 гг. XX в.

Пинкош Люциуш — Киев, 1990

Целесообразность данной работы определяется необходимостью восполнить пробел в изучении польской фортепианной ансамблевой музыки, ее многоаспектного рассмотрения в контексте художественной жизни данного периода...